NFL Vintage. Original 80’s: Плохие парни из Нью-Йорка. Часть 3
Сегодня я завершаю рассказ о классической обороне "Нью-Йорк Джайнтс".
В данном материале рассказ пойдёт об одной из самых знаменитых защит в истории футбола. О защите, изменившей игру.
Тяжёлое межсезонье
Сезон 1983 года «Гиганты» начали с новым главным тренером, впервые в своей карьере Бил Парселс возглавил клуб НФЛ.
И это был один из худших сезонов в истории «Джайнтс», завершившийся с результатом 3-12-1.
Критике подверглись все и всё.
Парселсу вменяли и переход на схему обороны «3-4», и то, что он уже пробовал однажды стать главным тренером, и чем это закончилось в академии ВВС, кто-то открыто начал называть его тем самым парнем, которые добиваются отличных результатов на месте помощников, но терпят полное фиаско, когда становятся у руля.
Не придавало популярности Биллу Парселсу и его решение сделать стартовым квотербэком Скотта Брюннера вместо Фила Симмса.
Более того, после очередного проигрыша на 14 неделе чемпионата владельцы «Гигантов» инициировали обращение клуба к Ховарду Шелленбергеру, сумевшему создать великолепную команду в университете Майами, с тем, чтобы тот возглавил «Джайнтс». Однако Шелленбергер отказался, и Янг, пользовавшийся огромным кредитом доверия у братьев Мара, дал ещё один шанс Биллу Парселсу.
Настало время работы над ошибками.
Первым делом офис стал чистить ростер команды, где собралось слишком много футболистов, у которых были проблемы за пределами поля. Кто-то был хулиганом, а кто-то наркоманом.
Пришла пора принимать жёсткие решения.
Ещё одним тяжёлым моментом для межсезонья стала борьба за Лоуренса Тэйлора, которого хотел переманить к себе Дональд Трамп, владевший клубом из конкурировавшей с НФЛ лиги. Ценой невероятных усилий менеджмент «Джайнтс» сумел сохранить у себя молодую звезду.
Также было совершенно очевидно, что ветераны из корпуса лайнбэккеров, Брэд Ван Пелт и Брайан Келли, не справляются со своими обязанностями. Они потеряли былую скорость, к тому же, в лиге требовалось всё больше физической мощи, которой этим игрокам порой не доставало.
В новой команде, которую собирались построить Парселс и Янг, места этим двоим не находилось.
Свежая кровь
После того, как Ван Пелт поменял команду, а Келли завершил карьеру, «Нью-Йорку» было необходимо обновить свою защиту. Эти парни играли в сложнейшем дивизионе НФК, Восточном. Постоянные баталии с «Филадельфией», «Далласом», «Вашингтоном» и «Сент-Луисом» обязывали «Джайнтс» иметь крепкую оборону.
Легендарные времена «Crunch Bunch» остались в прошлом. Пришла пора переворачивать страницу и писать новую главу. На этот раз золотыми чернилами.
Несмотря на явные проблемы с нападением, офис «Гигантов» справедливо решил, что следует полностью закрыть дыры в защите, поэтому на драфте 1984 года, где нью-йоркский клуб имел высокий третий пик, был взят лайнбэккер.
11 лет назад «Нью-Йорк» уже делал ставку на выпускника университета Мичиган Стэйт, тогда выбор Брэда Ван Пелта полностью себя оправдал, на этот раз «Спартанцы» отправляли в профессиональный футбол Карла Бэнкса, крайнего лайнбэккера другого стиля игры, но столь же бесстрашного и беспощадного.
Бэнкс, как и Ван Пэлт, выбрал Мичиган Стэйт лишь потому, что команда играла в его родном штате, и он с детства ей симпатизировал. Но в отличие от Брэда, Карл попал туда в очень смутные времена, когда программа являлась аутсайдером Бин Тен.
Руководство «Спартанцев» пригласило на должность главного тренера опытнейшего Мудди Уотерса, добившегося выдающихся результатов в малых студенческих ассоциациях, однако привести Мичиган Стэйт к победам ему так и не удалось. Тем не менее, Бэнкс всегда вспоминал с теплотой об этом наставнике, ведь тот многому научил его.
Карл Бэнкс стал абсолютным лидером защиты «Спартанцев», он трижды включался в сборную Биг Тен и был готов к тому, чтобы стать профессионалом.
Для усиления центра «Нью-Йорк» выбрал в четвёртом раунде проспекта из маленькой программы Гэри Ризонса. Абсолютный таклер, человек, который не давал пройти никому. Да, он выступал за скромный Северо-Западный университет, но его атлетизм и его игровые навыки получили лестные оценки от многих специалистов.
После того, как корпус лайнбэккеров был обновлён, Биличек и Парселс принялись строить новую защиту.
Big Blue Wrecking Crew
В 70-е трон НФЛ полностью принадлежал защитам: «Защита без имени», «Пурпурные людоеды», «Орандж Краш», «Стальное занавес» и другие. Клубы с мощной обороной, такие как «Питтсбург», «Майами» и «Окленд» брали перстни.
В 80-х свои герои появились у нападения. Джо Монтана возглавил войско «Сан-Франциско», принесшее лиге «нападение западного побережья» прямо из Калифорнии, а на востоке страны набирал силу ураган под названием Дэн Марино. Именно в те годы стала складываться современная пасовая культура НФЛ, а результаты в 4000+ ярдов за сезон уже не казались фантастикой.
Оборона не осталась в стороне, и координатор «Чикаго» Бадди Райан, отец Рэкса и Роба Райанов, явил миру «защиту 46», в которой сразу 8 игроков стягивалось к линии розыгрыша, в так называемый «бокс». «Медведи» показали свой оскал и благодаря мощной толпе в «коробке» сдавливали атаку соперников. Так родились «Монстры Мидуэя».
Параллельно с философией «Чикаго» в «Нью-Йорке» пошли своим путём. И, если «Медведи» считали, что нейтрализовать пас можно не дав его сделать благодаря мощному давлению на блок, то «Гиганты» подумали следующее: пас нельзя бросить, если не куда бросать, а пока некуда бросать, идёт время, и кто-то из фронтальной семёрки, отправившийся в гости к квотербэку соперников, может достигнуть своей цели.
Также Парселс решил, что если правила не запрещают играть жёстко, то нужно этим пользоваться и бить соперника максимально больно, если это легально.
Именно так родилась считающаяся сильнейшей за всю историю профессионального футбола оборона, которая получила название “Big Blue Wrecking Crew” - «Большая Синяя Крушащая Толпа».
Ди-бэки играли зону, центральные лайнбэккеры намертво закрывали середину, линейные обороны давили, а крайние лайнбэккеры...они были свободными художниками. Они могли играть прикрытие, могли играть блиц. Именно благодаря развязанным рукам взошла звезда Лоуренса Тэйлора, чей талант теперь позволял работать ему не только на собственную статистику, но и на команду.
Настало время менять футбол.
10 лет боли и 2 сезона триумфа
Оригинальный период существования Big Blue Wrecking Crew насчитывает ровно 10 лет, с 1984 по 1993 год.
Каждый из тех сезонов считается классикой «Джайнтс», гимном защиты «Нью-Йорка», но особняком стоят сезоны 1986 и 1990 годов.
В 84-м «Джайнтс» и Парселс показали, что разбираются в футболе и с результатом 9-7 попали в плей-офф, где оступились в дивизионном раунде, проиграв «Сан-Франциско». Защита команды в том сезоне сделала 48 сэков и 19 перехватов.
На следующий год «Гиганты» делают 10-6 и вновь пробиваются в плей-офф, где в первой встрече обыгрывают «Сан-Франциско», но затем терпят поражение от «Чикаго».Оборона «Нью-Йорка» отметилась 68 сэками и 24 перехватами в том сезоне.
Именно тогда лайнбэккер нью-йоркцев Лоуренс Тэйлор навсегда изменил футбол, нанеся ужаснейшую травму квотербэку «Вашингтона» Джо Тресману, сделав захват с «невидимой стороны»:
Нападение также неплохо себя проявило, квотербэк Фил Симмс доказал, что является игроком уровня НФЛ и накидал более 4000 ярдов первым в истории "Гигантов".
На драфте 1986 года Джорж Янг не стал кокетничать и сделал всё для обороны своей команды. Клуб имел один выбор в первом раунде и четыре во втором. И все они были потрачены на защитников.
Благодаря фантастической глубине скамейки лидеры обороны «Нью-Йорка» смогли чаще отдыхать и стали действовать на поле более эффективно.
То, что сегодня кажется дикостью и грубостью тогда считалось нормой для игроков «Джайнтс».
Они с удовольствием били шлем в шлем, они ломали рёбра и наносили тяжёлые повреждения коленям оппонентов, они крушили всё на своём пути.
Лоуренс Тэйлор полностью закрывал свою сторону, буквально расталкивая линейных, его 20.5 сэков стали настоящей фантастикой, более того, Лоуренса признали MVP сезона, что для защитника является крайне редким явлением. После случая с Тресманом тренеры соперников стали уделять повышенное внимание 56 номеру «Гигантов», что развязывало руки остальным защитникам.
Обратите внимание на этот, показательный для обороны «Нью-Йорка» тех лет, момент:
Тэйлор не идёт на квотербэка, а играет прикрытие сместившегося на его сторону футболиста «Далласа», один из центральных лайнбэккеров остаётся держать середину, а другой стягивается ближе к краю, видя векторы для развития пасового нападения «Далласа», ди-бэки удачно закрывают своих подопечных, и за те доли секунды, что были отведены «Ковбоям» на розыгрыш, они ничего не могут сделать, а вот Карл Бэнкс уже мчится, чтобы оформить сэк.
Динамика, жёсткость и поразительная тактическая подготовка стали визитной карточкой «Big Blue Wrecking Crew».
В сезоне 1986 года оборона нью-йоркцев позволяла соперникам набирать в среднем 14.8 очков за матч, 80.2 ярда выносом и 217.1 ярд пасом. Они сделали 59 сэков и 31 перехват.
Против этих парней было бесполезно играть по земле, а по воздуху против них было опасно играть. Опасно для карьеры.
В тот сезон «Джайнтс» потерпели лишь два поражения и, не испытав особенных проблем в плей-офф, впервые в эру Супер Боула стали чемпионами, положив начало традиции душа Gatorade.
Бил Парселс и его команда доказали всем, что кое-чего понимают в футболе.
Однако на этом синие футболки «Гигантов» не перестали снится в кошмарных снах соперникам «Нью-Йорка».
Да, эти парни не были ангелами. У них были традиционные для профессиональных спортсменов проблемы за пределами поля — девушки, наркотики, хулиганство, драки. Одним словом, это были типичные плохие парни из Нью-Йорка.
В 90-м история повторилась. И банда, продолжавшая оставаться одним из лидеров НФЛ вновь взяла чемпионские перстни, сыграв в плей-офф два классических матча, которые я абсолютно всем рекомендую к просмотру.
Наследие
Защита «Гигантов» изменила футбол. Изменила эту игру навсегда, изменила её правила, философию, этику. Лоуренс Тэйлор стал, пожалуй, лучшим защитником за всю историю футбола вообще. Именно он послужил прототипом Шарка Лавэйа в «Any Given Sunday» и сам же его сыграл.
Это именно он дал импульс культу «невидимой стороны» и любви к левым таклам.
Огромного успеха добились члены тренерского штаба «Гигантов» тех лет: Билл Биличек и Том Кугхлин неоднократно выигрывали Супер Боул со своими клубами.
Двое из легендарных "Crunch Bunch" и "Big Blue Wrecking Crew" являются членами Зала Славы НФЛ. Помимо Тэйлора это Хэрри Карсон. Среди же остальных игроков не было сколь-нибудь выдающихся индивидуальных наград, однако эти люди доказали, что значит быть командой. Они показали, что такое тактика, что такое мощь, дисциплина, преданность. Они могли быть отморозками за пределами поля, они могли быть отморозками на поле — они могли ругаться, оскорблять, насмехаться. Но именно они смогли поднять с колен «Нью-Йорк Джайнтс» и вернуть ему былое величие.
С 1981 года, когда родились "Crunch Bunch", и по сегодняшний день абсолютно все в НФЛ знают, что оборону «Гигантов» стоит боятся, ведь эти синие футболки носили те самые ужасные плохие парни из Нью-Йорка "Big Blue Wrecking Crew".