Дом для Пэкерз. Часть 1: Ни кола, ни двора (Хагемейстер Парк, 1919-1922)
29 сентября исполнилось 60 лет Лэмбо Филд – старейшему постоянно действующему стадиону НФЛ. В американском профессиональном спорте более богатую биографию имеют только бейсбольные арены Бостон Ред Сокс и Чикаго Кабс: Фэнвей Парк был открыт в 1912 г., а Ригли Филд введён в эксплуатацию в 1914 г. Игра четвертой недели Упаковщиков с Мишками, специально была вынесена на четверг, ведь 29 сентября 1957 г., в матче открытия Нью Сити Стэйдиум, также встречались Грин-Бэй Пэкерз и Чикаго Бэарз. Тогда Упаковщики победили 21-17. Впрочем, как и 60 лет спустя ;-).
Я тогда ещё подумал, что это отличный повод вспомнить все стадионы, которые служили домом для Упаковщиков за вот уже почти столетнее существование команды, и рассказать интересные истории с ними связанные. По разным причинам приступить к написанию этих заметок мне удалось только через месяц после официального празднования юбилея. И вот сегодня я представляю вашему внимаю первую статью из задуманного цикла о домашних аренах своей любимой команды.
* * *«Хороший дом создаётся, а не покупается» © Джойс Мэйнард
В конце ХІХ века довольно большую площадь в центре Грин-Бэй, вдоль левого берега Ист-Ривер, занимал парк округа Браун, носящий имя Джорджа Вашингтона. В 1899 г. южную часть парка выкупила оптовая продуктовая фирма Джоаннес Брос, а участок к северу от Уолнат Стрит и к востоку от Бейрд Стрит приобрела пивоваренная компания Генри Хагемейстера. С тех пор на карте города появились два новых названия – Хагемейстер Парк и Джоаннес Парк. Парк Хагемейстер быстро стал любимым местом отдыха жителей Грин-Бей: именно там они собрались для игры в мяч, на пикники, фестивали, цирки, ярмарки и остальные социальные или спортивные мероприятия. Собственно, здесь в 1904 г. был сооружён стадион для первой городской бейсбольной команды майнер лиги, на котором проходили и футбольные матчи городских полупрофессиональных и школьных команд. Поскольку с исчезновением бейсбольного франчайза содержать арену стало затратно, конструкции разобрали весной 1918 г., к большому огорчению спортивной публики. Грин-Бэй лишился единственного стадиона, что местная пресса сразу же окрестила позором для города.
В парке также размещались большой овальный трек для скачек лошадей и упряжек, затенённая роща для пикников, клуб с танцевальным залом и боулингом, каток и павильон, сначала использовавшийся как театр, а позже – в качестве оружейного склада. Уже в первом сообщении об основании футбольной профессиональной команды, в выпуске Грин-Бэй Пресс-Газетт от 13 августа 1919 г., заявлялось, что свои домашние игры она будет проводить в парке Хагемейстер. Из этой же заметки следует, что для тренировок планировали использовать поле рядом с заводом Индиан Пэкинг Компани в конце Морроу Стрит, а в случае непогоды – крытый каток в том же парке. Упаковщики играли на Хагемейстер Парк в 1919-1922 гг. – два сезона в качестве полупрофессиональной команды и два первых сезона в НФЛ. Что же представляла из себя первая арена Пэкерз? Это была открытая площадка с натуральным природным покрытием. В первый год существования команды ограждения и трибуны вокруг игрового газона отсутствовали. Иногда вокруг кромки поля устанавливали канаты, за которыми собирались зрители. А о раздевалках тогда и мечтать не приходилось. В те годы к парку по Уолнат Стрит проходили трамвайные пути. Болельщики Пэкерз выходили из трамвая в нескольких минутах ходьбы от поля, подходили к боковой линии и наблюдали за игрой. Более зажиточные парковали свои автомобили примерно в десяти ярдах за канатами и смотрели за действиями игроков, не выходя из машины. Один из соучредителей Пэкерз, редактор Грин-Бэй Пресс-Газетт, Джордж Уитни Кэлхун, обходил зрителей со шляпой и собирал пожертвования на нужды команды.
Благодаря закрытому стадиону Упаковщики во втором сезоне получили прибыль в размере 6050 $ (почти 75 000 долларов США на сегодняшний день) и подали заявление о вступлении в Американскую Профессиональную Футбольную Ассоциацию (предшественник НФЛ). Договор аренды между Хагемейстер Риалти и Пэкерс предполагал, что все сооружения будут снесены в конце года после последней игры команды. В начале декабря трибуны и ограждения были разобраны, а стройматериалы возвращены Индиан Пэкинг Компани. Вскоре после окончания сезона работодатель Мёрфи перевёл его в Милуоки, а Упаковщики лишились способного менеджера. Вначале 1921 г. Грин-Бэй получил права на новый франчайз в бейсбольной майнер лиге Лейк Коуст, с условием постройки нового стадиона. Акми Пэкинг согласилась вернуть стройматериалы и в средине апреля на том же месте в парке Хагемейстер началось новое строительство. Стадион, с одной трибуной на 1100 и двумя трибунами на 700 мест каждая, был завершён всего за две недели, – как раз успели к началу бейсбольного сезона. В августе того же года, когда стало известно, что Пэкерс приняты в АПФА, стадион срочно переоборудовали для футбольных матчей, а его вместимость увеличили до 3600 сидячих мест. Трибуны располагались по обе стороны поля вдоль боковых линий между 20-ярдовыми отметками. В некоторых источниках я нашёл сведения, что с дополнительно установленными скамейками стадион мог вмещать до 5000 зрителей. Возможно на арену было проведено освещение. В заметке Грин-Бэй Пресс-Газетт от 14 сентября 1921 г. упоминается, что Пэкерз провели «ночную» тренировку в Хагемейстер Парке, за которой наблюдало около 300 фанатов. Я не исключаю, что занятия проводились на крытом катке возле стадиона, но проверить его вместимость мне не удалось.
На этот раз конструкции не разбирали по окончании футбольного сезона и Пэкерз играли на этой арене два первых года в профессиональной лиге. Но, весной 1923 г. городской совет Грин-Бэй принял окончательное решение о строительстве на месте парка Хагемейстер нового комплекса зданий Ист Хай Скул. Сделка по приобретению городом парка у компании Хагемейстер Риалти, с намерением использовать участок для строительства школы, была завершена ещё в начале октября 1921 г. Городскому бюджету приобретение парка обошлось в сумму 80 000 долларов. И тогда же власти города заявили, что не будут препятствовать использованию стадиона в парке Упаковщиками. К тому же, на участке севернее школы, планировалось возвести новый городской исключительно футбольный стадион, на котором Пэкерз рассчитывали принимать соперников начиная с сезона 1925 г. Игры чемпионатов 1923-1924 гг. команда провела на арене Белльвью Парк, рассказ о которой в следующей части нашего цикла. Где же размещалось первое игровое поле Упаковщиков? И на этот вопрос ответил вездесущий историк команды Клифф Кристл. Изучив карты, атласы и планы города в отделе планирования округа Браун, газетные публикации, старые фотографии и гравюры, он пришёл к выводу, что игровое поле с 1911 г. примерно располагалось в одной точке – на месте юго-восточного угла современного комплекса зданий Грин-Бэй Ист Хай Скул. На спутниковом снимке Кристл указал местоположение поля, Хагемейстер-клуба и павильона парка, а также крытого катка и Оружейной палаты, которые Упаковщики использовали как раздевалки и как помещения для занятий.
На вопрос о расположении первой игровой площадки Пэкерз Кен Кэй ответил так: «У места, где Уолнат Стрит пересекает Бейрд, стоял старый Хагемейстер-клуб, большое деревянное здание, в котором собиралось спортивное общество города. Я помню, как мой папа взял меня за руку и сказал: «Хорошо, мы собираемся пойти и понаблюдать за игрой в бейсбол». Позже, когда появились Упаковщики, на том же месте было импровизированное поле, где сейчас находиться средняя школа…». В наши дни место стадиона Хагемейстер Парк можно отыскать по специальному маркеру (памятному знаку) установленному как путевая точка в рамках маршрута «Пэкерз Хэритедж Трэйл» – пешеходной экскурсии по достопримечательностям города, связанным с историей Упаковщиков. Правда, расположен он с западного фасада Ист Хай Скул, у входа в здание школы с Норз Бейрд Стрит.
Как уже упоминалось, первую игру на поле Хагемейстер Парка Пэкерс провели 14 сентября 1919 г., в присутствии 1500 болельщиков, против Меномини Норз Энд, команды из города на границе Висконсина и Мичигана, и уверенно победили 53-0. Всего в двух первых сезонах Упаковщики сыграли на своём поле 19 матчей: 18 выиграли и один завершили вничью. Первая игра профессиональной лиги на этой арене состоялась 23 октября 1921 г.: хозяева принимали Миннеаполис Маринерс и праздновали победу 7-6. Всего в рамках двух регулярных сезонов НФЛ Упаковщики сыграли на Хагемейстер Парке 9 поединков, из которых в 6-ти победили, в 3-х проиграли и одну игру завершили ничьей. К этим результатам стоит прибавить ещё 5 побед в предсезонных и выставочных матчах на домашней арене. Таким образом общий рекорд Пэкерз на Хагемейстер Парке 29-2-2. А последнюю игру на первом своём домашнем стадионе Упаковщики провели 30 ноября 1922 г. В выставочной встрече они победили Дулут Келлис 10-0.
Я уже упоминал, что арена с дополнительно оборудованными местами вмещала около 5000 человек. Но просматривая газетные репортажи о матчах я нашёл данные, что в нескольких играх сезонов 1921-1922 гг. на стадионе присутствовало 6 и более тысяч зрителей. Наибольшее количество болельщиков собралось на Хагемейстер Парке 29 октября 1922 г. Упаковщики принимали Рок-Айлэнд Индепенденс и разошлись с соперником миром без набранных очков – 0-0. Уже тогда игры Пэкерз привлекали к себе внимание болельщиков из других городов, главным образом северо-восточного Висконсина и северного Мичигана. Например, в репортажах Грин-Бэй Пресс-Газетт о сезоне 1922 г., неоднократно упоминаются заявки на предварительную покупку билетов от делегаций болельщиков из Де Пер, Аплтона, Каукауны, Ошкоша, Фон-дю-Лак, Нью-Лондона, Стерджен Бэй, Оконто, Маринетт, Меномини, Шавано, Эсканабы и других. Кстати, вскоре после того, как Упаковщики были допущены в АПФА, команда объявила о планах создать специальную область для подростков на северном конце поля. «Это будут места для детей, которые смогут проходить на игры по сниженной цене билета», – сообщила 31 августа 1921 г. Грин-Бэй Пресс-Газетт. Именно тогда зародилась давняя традиция Пэкерз, продолжившаяся на Белльвью Парке и Сити Стэйдиум, позволять детям и тинэйджерам посещать матчи по льготной цене или совсем бесплатно. Согласитесь, неправда ли неплохой способ для команды маленького города создать базу поклонников? Раз уж я упомянул о билетах, думаю стоит сказать о их стоимости и ценовой политике клуба. Существовали тикеты двух видов: общедоступные и для предварительной продажи (по-видимому прообраз современных абонементов). Соответственно на стадионе были отдельные трибуны для владельцев разных типов билетов (можно упомянуть, что и заходили они на арену через различные ворота). Добавлю ещё, что владельцев «абонементов» встречали специальные помощники из добровольцев и помогали найти свои места. Приобрести билеты можно было в редакции Пресс-Газетт, а также в нескольких магазинах и отелях города и в кассах стадиона непосредственно перед игрой.Мне удалось найти данные о цене билетов в 1922 г. В первой половине сезона она становила 1,10 и 1,65 $. Стоимость платы за вход была одной из самых низких в Лиге. В начале ноября руководство клуба объявило о повышении входной платы в связи с убытками и общей задолженностью франчайза. Цены возросли до 1,65 и 2,20 $. Но даже в таких условиях около 500 мест были зарезервированы по старой цене в 1,10 $ для болельщиков с низким доходом. А билеты на игру с Милуоки Бэджерс в День Благодарения продавались по цене в 2 и 5 $. Ещё несколько слов об организации матчей. Мы уже знаем о дополнительных трибунах, устанавливаемых на резонансные матчи. Кроме того, на такие игры задействовались дополнительные входы. Например, на матче открытии сезона 1922 г., работали 6 ворот: одни для владельцев «абонементов», двое – для владельцев общедоступных билетов, и одни – для подростков, а ещё двое ворот работали только на выход. Порядок прохода на стадион, чтобы избежать путаницы или давки, чётко описывался накануне матча в Грин-Бэй Пресс-Газетт. Заботилась франчайз и о дополнительных местах на автостоянке. Игры обычно начинались после полудня. Зрителям помогали «стюарды»-добровольцы из числа старшеклассников. Публику развлекал оркестр, иногда музыканты работали добровольно, как на День Благодарения 1922 г. На стадионе присутствовали полицейские, в обязанности которых входило не только наблюдать за общественным порядком. Они также должны были следить чтобы на поле и в технических зонах не было посторонних. Также, очень часто по просьбе арбитра, полицейские вмешивались в драки и разборки игроков на поле. Все вышеописанное, естественно, относится к сезонам 1920-1922 гг., когда площадка для игры превратилась в стадион.
* * *В самом начале статьи я упомянул о Джоаннес Парке, который существует и ныне. В 1919 г. семья Джоаннес пожертвовала 38 акров парка городу. Сейчас на его территории размещёны плавательный бассейн, скейтпарк и бейсбольная арена, на которой играет команда Грин-Бэй Буллфрогс.
Почему я о нем сейчас вспомнил? Дело в том, что начиная с 1922 г., и особенно в промежутке между сломом Хагемейстер Парка и до постройки Белльвью Парка, Упаковщики использовали газон в парке Джоаннес для тренировок.
В 1929 г. в парке был возведён Джоаннес Стэйдиум – ныне одна из старейших действующих бейсбольных арен США. Поле этого боллпарка Упаковщики использовали для тренировок в 50-х годах ХХ века, главным образом потому, что оно было скрыто от посторонних глаз и позволяло спокойно проводить занятия. В следующей части мы поговорим о втором доме Грин-Бэй Пэкерз – стадионе Белльвью Парк.(продолжение следует)