Плей-коллинг Пэта Шурмура. Что ждет атаку Бронкос в 2020?
После увольнения Рича Скангарелло, предыдущего координатора нападения Денвера, Вик Фанжио объяснял, что в современной игре необходимо создавать взрывные розыгрыши и набирать очки, не взирая на силу своей защиты. Ему, несмотря на свою оборонительную специализацию, нравится агрессивный футбол. И кому, как не Фанжио знать, насколько сложнее защищаться от нападения, эффективно растягивающего поле по ширине или вертикали – это то, что должен принести с собой Пэт Шурмур.
Сезон 2019 Денвер закончил на 28 месте по количеству очков в атаке и пасовых ярдов и на 30 месте, если брать все сезоны, начиная с 2016. Скангарелло вместе с Флакко, Алленом и Локом смог сгенерировать только 19 пасовых снэпов, закончившихся набором 30 ярдов или больше (19 место в лиге). Шурмур, с квотербэком-новичком Джонсом, без альфа-ресивера в ростере, с регулярно травмированными Стерлингом, Баркли и Энграмом, с о-лайн, ставшей третьей с конца по количеству допущенных квотербэ-хитов (119), смог обеспечить 24 таких розыгрыша (8 место).
Агрессивная игра, о которой говорил Фанжио, с набором большого количества очков, требуется Бронкос в том числе и из-за ситуации в дивизионе, где существует проблема Махоумса. С ним команде играть минимум дважды в год, при этом Чифс за сезоны 2018-2019 проиграли только 9 матчей. В каждом из них (за исключением двух) сопернику приходилось набирал 31+ (Колтс хватило 19, но они выносили мяч 45 раз; Чарджерз уложились в 29 очков, но Чифс похоронили себя 10 нарушениями). Похоже, Фанжио уже сделал выбор между «попытаться остановить в защите» и «попытаться переиграть в атаке».
Если представить, что Дрю Лок – это действительно квотербэк, то Шурмуру придется найти баланс между выносом и пасом. И речь не про соотношение снэпов, как ошибочно считают многие. Обе угрозы – и пасовая, и выносная - должна гарантировать сопернику одинаково опасные перспективы. Нельзя сосредоточиться исключительно на бросках, обесценив игру по земле. Нельзя делать ставку только на вынос, игнорируя пас. Когда ты выпускаешь на поле персонал с тремя ресиверами и одним бегущим, встаешь в шотган и защита, с веротяностью близкой к 50 на 50, пытается угадать, ждать паса или выноса – это баланс. Когда в одном мачте генерируется биг-плей и по земле, и по воздуху – это баланс. Когда короткие ярды одинаково эффективно трансформируются в первый даун и бегущим, и ресивером – это баланс.
Шурмур не всегда придерживался мысли о сбалансированном подходе. До работы у Энди Рида в Филадельфии (1999-2008) он был сторонником философии «вынос на первом месте». Десятилетний опыт с Ридом изменил его футбольное мировозрение. Шурмур принял и стал культивировать подход, при котором ценился пас и набор очков через взрывные комбинации, позволяющие разом оставлять позади значительную часть поля – те самые биг-плеи. Собственно говоря, Рид, вместе с Канзас-сити, и сейчас продолжает оставаться живым примером сбалансированного взрывного нападения. Доказано последним Супербоулом, что на сегодня такой подход, если не единственно верный, то уж точно работающий.
Прежде чем переходить к Шурмуру, давайте начнем со Скангарелло и тех причин, почему координатор нападения Бронкос оказался слабым звеном. Вот персонал, который предпочитал Скангарелло в прошлом году:
Пас: 11 (49% - 27 место в лиге), 12 (18%), 21 (21% - 3 место в лиге)
Вынос: 11 (38% - 26 место в лиге), 12 (19%), 21 (21% - 4 место в лиге)
Скангарелло уверовал в формации с двумя тайт-эндами и особенно с двумя бегущими, практически не выставляя сеты из трех ресиверов. Причем и вынос, и пас он предпочитал запускать из построений с двумя блокировщиками (бэки или тайт-энды). И Скангарелло делал это едва ли не чаще всех в НФЛ.
С одной стороны, его можно понять и простить: кроме Сандерса и Саттона в ростере не было адекватных принимающих, а в последней трети сезона, когда на поле появился Лок, остался один Саттон. С другой, мы все видели матчи Лока, например, с Чарджерз, когда в первой половине Скангарелло играл в пас, выставляя тройку Саттон-Хэмилтон-Патрик или Саттон-Фэнт-Хэмилтон, переходя во второй части матча на безальтернативный вынос и удержание счета (невероятные 11 пасовых ярдов Лока за третью и четвертую четверть запомнятся мне на всю жизнь) – это путь, ведущий в никуда и точно никак не связанный с понятием баланса. Нет, я адекватно воспринимаю тот факт, что координатор пляшет от скиллов квотербэка, но почему с Локом в старте Скангарелло практически ничего не изменил в атакующем стиле? А там была ситуация, позволяющая ставить эксперименты и тестировать будущий плейбук: команда не претендует на плей-офф, можно опробовать потенциального франчайза в различных ситуациях, да и к тебе самому есть вопросы, в том числе и со стороны главного тренера, меняющего твои коллы на более агрессивные (выигрывая, таким образом, матчи).
Чтобы не ставить штампы на Шурмуре и не оценивать его карьеру цифрами какого-нибудь замшелого сезона, давайте возьмем два последних года с Гигантами (он отвечал за плей-коллинг) и для начала взглянем на персонал 2018, когда стартовым квотербэком был Илай Мэннинг:
Пас: 11 (61% - 27 место в лиге), 12 (24% - 6 место в лиге), 21 (8%)
Вынос: 11 (43% - 28 место в лиге), 12 (35% - 4 место в лиге), 21 (13%)
Ситуация идентичная денверской. Одно из последних мест с сетом из трех ресиверов (хотя в ростере был и Бэкхем, и Шепард), зато лидерство на 12 персонале. То есть, и Шурмур отталкивался от возможностей своего пасующего, в данном случае Мэннинга, реально оценивая его возможности.
А вот как изменилась ситуация в 2019, с появлением в старте 6-го оверолла Дэниела Джонса:
Пас: 11 (79% - 3 результат в лиге), 12 (15%), 21 (4%),
Вынос: 11 (58% - 8 результат в лиге), 12 (29%), 21 (8%)
Кардинальные перемены! Формация с тремя ресиверами стала исключительным приоритетом. Два тайт-энда задействовалось меньше, а два бегущих практически не выставлялись. Те цифры, на которые могут рассчитывать болельщики Бронкос. И вот почему фулбэк Энди Янович был обменян в Кливленд - игрок не получал бы игрового времени, за исключением спецкоманд и трик-плеев.
Скангарелло практически никогда не выставлял спред-формации (3+ ресивера на синхронизированных маршрутах), полагаясь на скрины и персональные раут-матчапы. Однако соперники, быстро разобравшись с уровнем Саттона, поставили двойное прикрытие, оставив квотербэка без адекватных целей. А других раут-раннеров в Денвере попросту не было. Попытки дождаться кого-то еще из принимающих, в надежде, что тот выиграет свой матчап, приводили к дополнительному давлению на о-лайн, провоцируя нарушения, скрэмблы (точно не увеличивающие точность пасующего, если ты не Махоумс) и квотербэк-хиты.
В том числе и поэтому базовой частью нападения Бронкос в 2019 был и остался вынос. Команда ехала на Линдси, действуя через зонные блоки, требующие от раннинбэка атлетизм и взрывную стартовую скорость - необходимо успеть среагировать на возникший гэп (в зонном футболе бегущий не знает, в каком месте появится проход – он должен сканировать линию с момента получения мяча и вовремя сделать кат). Неуверенная работа раннинбэков на приеме ослабляла и без того грустную пасовую игру, превращая нападение в одномерный футбол, против которого не сложно защищаться. Скангарелло ничего не сделал (не смог или не захотел – не важно), чтобы добавить атаке объема, поплатившись за это своим местом.
Пора вернуться к Шурмуру. Какие тенденции можно ожидать в новой атаке Бронкос?
1) Спред-формации
Размещение ресиверов по всей ширине поля позволяет растягивать защиту (по ширине или глубине, в зависимости от набора маршрутов – в основном вертикальных Ран-энд-Шут или по большей части горизонтальных Вест Кост Оффенс). Принимающий еще до снэпа получает дополнительное пространство без двойного прикрытия (он сможет его получить только на дальних маршрутах за счет поддержки фри-сэйфти). Чем плотнее формация, чем больше ресиверов на ограниченном пространстве, тем больше защитников.
Шурмур, конечно, не играет в студенческий футбол. Сеты из 4 ресиверов с максимально широким расположением (в одном-двух ярдах от бровок) и Эйр-Рейдом «4 ап» с растянутой о-лайн, не его специализация. Его внешние принимающие располагаются чуть глубже цифр. Тем не менее, Шурмур очень много играет из 11 персонала, максимизируя расстояние между целями, что полезно любому молодому пасующему, которому проще считывать ситуацию (меньше защитников вокруг ресивера – меньше шансов бросить перехват).
Вот пример простого вертикального нападения для новичка-квотербэка с минимальным количеством ридов на 11 персонале:
Три ресивера, тайт-энд в линии, бэк. Шотган. В боксе 7 защитников. Ди-бэки разбирают принимающих Гигантов один в один. Патриоты не рискуют играть Кавер 0, оставляя в дип-зоне фри-сэйфти. У Джонса два рида – 1 и 2. Так как все бегут вертикальные маршруты, то пара ресиверов справа читается за один раз. Что нужно сделать Джонсу – это удерживать сэйфти там, где он сейчас находится. После снэпа квотербэк смотрит на левого уайд-ресивера и разрывающийся сэйфти вынужден остаться на своем месте. Второй взгляд считывает ситуацию справа – слот убегает от своего опекуна и получает точный пас. Тачдадун на 64 ярда, потребовавший минимум ридов (2 на 3 цели) и минимум затраченного времени при максимальном протекшене (7 на 7).
Чем еще отличается спред от любого другого нападения? Кроме трех ресиверов на приеме регулярно играет либо бегущий, либо тайт-энд (либо оба). Пример все из того же матча с Патриотами.
Обратите внимание, что это ситуация 3-и-1 на своих 27 ярдах. Однако Шурмур спокойно ставит спред. Два принимающих слева, один справа, плюс тайт-энд в линии. Изначально все смахивает на вынос через правую сильную сторону. Но Джонс, неожиданно для Патриотов, отправляет бегущего на позицию уайд-ресивера. Напомню, это 3-и-1 на своей половине поля.
Защита Нью-Ингленда теряется. Один ди-бэк замешкался. Минимум трое защитников показывают ему на свободного раннинбэка. Центр готов сделать снэп, все игроки застыли – через долю секунды замрет и бегущий. Будь Джонс поопытнее – он бы успел дать сигнал на снэп и одним набранным ярдом комбинация бы не ограничилась.
Но Джонс промедлил. Защитник успел занять свое место. Обратите внимание на количество игроков на приеме – их 5 человек. Посмотрите, как растянута защита по ширине поля. Хотя понятно, что биг-плей, на который рассчитывал Шурмур, уже не сыграть.
Можно предположить, что примерно к таким схемам стоит готовиться и Локу, и фанатам Бронкос.
Обратная сторона такого большого количества принимающих игроков – повышенная ответственность линии нападения, которая больше не может рассчитывать на дополнительного блокировщика. О-лайн приходится постоянно играть в 5 на линии плюс бэк, либо в 6 на линии с пустым бэкфилдом, оставляя квотербэка перед выбором: быстрый релиз или быстрые ноги (роллауты, скрэмблы). Вот откуда взялись те 119 хитов на Джонсе (в 2019 больше огребли только Мэтт Райан и квотербэки Майами). Как раз об этом продолжение предыдущего розыгрыша.
Всего три человека давят на конверт. Казалось бы, 5 в 3, две дабл-тим, тем не менее, левого тэкла вдавливают в ноги Джонса, которому явно не хватает ни времени – никто слева еще не открылся, ни места – надо что-то делать, ибо сэк практически приехал. Квотербэку ничего не остается, как скрэмблить. Все заканчивается инкомплитом.
Какие еще особенности у спреда? Он влечет за собой появление в ростере дополнительного ресивера – резкого, взрывного раут-раннера (а-ля Тайрек Хилл). Другая потребность команды – крепкий, маневренный ресивер с надежными руками, способный использовать преимущества нижних зон, после того, как фланговые принимающие уведут часть защитников в даунфилд, а тайт-энд расчистит середину. На освободившимся пространстве, после короткой ловли, его задача максимально продлить розыгрыш, спровоцировав мисс-тэклы и набрав дополнительные ярды ногами.
По этим причинам в Денвер упорно сватали и Андерсона из Джетс, и Диггса из Миннесоты. По этим же причинам Элвею придется брать на драфте одного, а то и двух принимающих, причем достаточно высоко. Таковы потребности спред-оффенс.
2) Выносная схема и раннинбэки
Самая часто встречающаяся схема Шурмура – это аутсайд-зоун, то есть зонные блоки. Для перехода на пауэр-вынос у Денвера нет соответствующего персонала. Естественно, будет фигурировать и зонный вынос во внутрь, где при разреженном боксе (спасибо спреду) появятся зоны.
Одновременнно с этим, Шурмур отводит важное место игре раннинбэка на приеме. Его тип бегущего дожен обладать видением поля, балансом при столкновении, умением блокировать и способностью ловить мяч, не важно, в бэкфилде, на чек-дауне или во флэт-зоне. Постепенно специализация, к которой лига когда-то пришла, отказавшись от универсалов, одновременно выходящих и в защите, и в нападении, утрачивает свою ценность. Вновь на поле требуются мастера на все руки, пусть универсализм и сместился на одну из сторон мяча (раннинбэки с ролью слота, тайт-энды со скоростью уайд-ресивера, квотербэки, одинакого хорошо бегающие и бросающие, гибридные лайнбэкеры-сэйфти, энж-рашеры без разделения на эндов или аутсайд-бэков, корнербэки, играющие на краю и в слоте). Только так в современном футболе можно достичь баланса.
При всем уважении к Линдси, тот так себе ловил (2 сезона/24 матча в старте: 437 ярдов/6,2 ярда за прием с одним тачдауном) и слабо блокировал. Мелвин Гордон лишен этих проблем (2 последних сезона/23 матча в старте: 786 ярдов/8,4 ярда за прием и 5 тачдаунов). Скорее всего, это и стало первоочередной причиной столь часто критикуемого мува Элвея на рынке свободных агентов (критикуемого не за самого Гордона – он-то как раз был лучшей опцией среди доступных бегущих - а за его зарплату и гарантии).
3) Переход от блокирующих тайт-эндов к ловящему
Последние три года Денвер, с упорством достойным лучшего применения, пытался внедрить в нападение тайт-энда. Но все заканчивалось двумя блокирующими эндами, в надежде запустить вынос и кинуть им одну-две передачи за матч. Теперь в команде есть Ноа Фэнт – трендовый тайт-энд, работающий на высоких скоростях, в том числе и в глубоких зонах (в 2019 он стал пятым тайт-эндом лиги по скорости после ловли; для сравнения Энграм стал вторым). Как использует Шурмур тайт-эндов мы знаем на примере Энграма. Замечу, что оба взяты в первом раунде (20 оверолл Фэнт, 23 оверолл Энграм), а значит их ценность для франшиз, учитывая инвестиции, одинаковая. Да и в целом оба обладают одинаковым скилл-сетом и антропометрией, включая скорость, рост, вес, длину рук и даже ширину ладоней.
Главные цифры – это количество таргетов. В прошлом году Энграм стал целью столько же раз, сколько и Фэнт, хотя из-за травм имел вполовину меньше игрового времени. При этом эффективность Фэнта в части ярдов за прием на отличном уровне – планка, которую можно поднять еще выше, если игрок разберется с дропами. Шурмур гарантированно увеличит загрузку тайт-энда в силу специфики спреда, просто перенеся часть нью-йоркского плейбука в Денвер. Не хочу загадывать, но Фэнт и 900+ ярдов - не из области фантастики (в последний раз тайт-энд Денвера добирался до приличной цифры в сезоне 2013 – Джулиус Томас, набравший 788 ярдов).
При этом в редзоун и Фэнт, и Энграм использовались редко (в среднем ровно 1 таргет за матч). Если честно, такое решение как Скангарелло, так и Шурмура меня удивляет. Обратите внимание на процент ловли Фэнта – возможно тут собака порылась. Но почему игнорировался Энграм – остается загадкой.
4) Корректировки
Шурмур один из лучших специалистов лиги в части подстройки процесса и внесения корректировок в нападение. Этим он кардинально отличается от Скангарелло, боявшегося отклониться от своего плейбука, изначально заточенного под Флакко. Шурмур производит изменения с учетом сильных и слабых сторон защиты, примеряя их на таланты своего квотербэка. Часто то, что вы видели в нападении в первой половине матча, существенно отличается от увиденного во второй. Шурмур старается держать под давлением оборону оппонента на протяжении всего матча (привет, Скангарелло), используя для этого, в том числе, персонал (например, вынос из 11 персонала играется настолько часто, насколько это возможно – 58% в 2019) и плей-коллинг (регулярный ноу-хаддл). Это похоже на идеи Фанжио – тот аналогичным образом ставит нестандартные задачи перед нападением, весь матч сканируя слабые места соперника. Чем больше команда напротив гадает, что ее ждет на следующем снэпе, тем ближе победа.
5) Пре-снэп моушены
Шурмур регулярно перемещает ресиверов, и в вообще принимающих. Это происходит на выносах, на пасах и в плей-экшен. Речь не только про свипы. Переходы с уайд-спота в слот, отправка бэка на край поля – это нормальных ход для Шурмура. Временами ресиверы оказываются блокирующими на линии (логично, учитывая спред и нехватку штатных блокировщиков). Этот факт обеспечивает Дешону Хэмилтону приличный объем снэпов, учитывая блоки, которыми он выделялся в 2019.
Завершая анализ, стоит упомянуть и про слабые стороны Пэта Шурмура. Например, им явно забыты опшен-плеи, что в современном футболе является обязательной частью плейбука (и Джонс, и Лок вполне мобильные квотербэки – не помешало бы). Часто рискованная пасовая игра приводит не только к тачдаунам, но и к перехватам, и к коротким драйвам, оставляющим защиту без полноценного отдыха. И все же одной из главных проблем Шурмура можно назвать низкоэффективную (а значит малорезультативную) игру в редзоун, где он практически отказался от моушенов, перейдя на статичные формации и простые изолированные маршруты. Про слабое использование тайт-эндов в редзоун мы уже говорили. Простой расчет на пробивного Баркли срабатывал не всегда, а без Бекхэма выигрывать контактные кэтчи было некому. Вся надежда оставалась на точность и глазомер пасующего, что сложно ожидать от молодого квотербэка на регулярной основе.
Безусловно, нападение Шурмура не ограничивается спредом. Как и любой опытный специалист НФЛ он усвоил, что к универсализму должны стремиться не только футболисты, но и тренеры. Мы увидим и тяжелые выносные формации с двумя тайт-эндами, и банчи ресиверов с одной из сторон поля, и лид-блокеров в бэкфилде под бегущих. Но концептуальная направленность атаки Шурмура, рассчитанная на взрывные комбинации, позволяющие за один снэп проходить большие участки поля и сбалансированный подход, с одинаково эффективным пасом и выносом, остается неизменной.