Ирландские легенды: Here Comes The Irish
Друзья, завтра вся планета окрасится в зелёный цвет и начнёт отмечать один из самых ярких, самобытных и интересных праздников в мире – день святого Патрика. Торжество, подаренное нам многострадальным ирландским народом, прошедшим через голод и угнетение, но никогда не унывавшим, может быть по-разному воспринято каждым из вас, но то, что оно является неотъемлемой и очень яркой часть мировой культуры –неоспоримый факт. Именно поэтому, в канун этого замечательного торжества, мне бы хотелось начать серию исторических материалов, также имеющих отношение к «Изумрудному острову».
Бескрайние равнины, окруженные живописными лесами, пасмурное небо, дождь и снег. Такова типичная картина для штата Индиана, спрятавшегося на Среднем Западе США где-то между южным берегом озера Мичиган и штатами Огайо, Кентукки и Иллинойс.Население в этой местности не отличается высоким достатком, в большинстве своём работая на промышленных предприятиях и занимаясь фермерским хозяйством.
В самой Америке Индиана давно получила прозвище «Hoosier», что означает «штат верзил» или же «штат громил». Точно неизвестно, откуда появилось данное название: кто-то утверждает, что это связано с поселенцами, обосновавшимися в данной местности в 30-х годах 19-го века, из английского графства Камберленд, ныне упразднённого. На камберлендском диалекте слово «hoozer» означало что-то большое, сравнимое с горой; кто-то считает, что здесь не обошлось без чернокожего, а, если быть точнее, без проповедника Хэрри Хузера (Harry Hoozer), бродившего по всей стране со своими речами об отмене рабства; большинство же сходится на том, что это прозвище возникло в первой половине 19-го столетия, в тяжёлое и опасное время, когда люди, подходя к чужому дому и боясь быть застреленными кричали, оповещая хозяев о своём прибытии, на что получали вопрос «Кто там?» («Who there?»), впоследствии слившийся в единое «Hoosier».
Как бы там ни было, но репутация Индианы в Америке носит достаточно маргинальный оттенок. Штат мужланов, если хотите.
И именно в этот штате, так любящем спорт и так отчаянно нуждающемся в нём, родилась одна из самых великих футбольных команд за всю историю этой игры, во многом определившая лицо футбола и в значительной степени повлиявшая на формирование его культуры.
Нет, речь не об «Индианаполис Кольтс». Сегодня я начинаю серию материалов о футбольной программе университета Нотр Дама, что расположен в городе Саут-Бенд. «Сражающиеся ирландцы». Именно такого название этих славных парней.
Истоки названия спортивной программы университета следует искать в первой половине девятнадцатого столетия, тогда Америка приняла первую волну эмигрантов с «Изумрудного острова». Ирландцы покидали свою Родину тысячами, спасаясь как от голода, так и от английского геноцида, поставившего на колени гордый и весёлый кельтский народ. История знает множество случаев, когда целые семьи садились на корабли, но так и не достигали берегов Нового Света, пропав где-то в недрах Атлантического океана во время шторма. Сейчас об этом легко писать и легко читать, но это было страшное время.
Время тяжелейших испытаний целого народа, целой самодостаточной нации, их веры в Бога, в себя и в будущее своих потомков. Основная часть беженцев с «Изумрудного острова» оставалась на берегу Атлантики, в Нью-Йорке и, конечно же, Бостоне. Однако были и те, кому либо не находилось места в двух крупных мегаполисах, либо те, кто не хотел довольствоваться подачками со стороны более зажиточных, обжившихся земляков. И тогда все эти люди отправлялись на Запад, отчаянно нуждавшийся в людских ресурсах. То здесь, то там, на пустынных территориях, то в бескрайних полях и степях, то в глухих лесах стали появляться населённые пункты. Не обошли стороной колонисты, в том числе и ирландские, и нынешние земли штата Индиана.
Территория, открытая когда-то французами, по-прежнему привлекала представителей этого государства. Так, миссионер Эдвард Сорин в 1842 году основал в городке Саут-Бенд частный католический университет, получивший название Нотр Дам, в честь девы Марии, ставшей покровительницей этого университета.
Шли годы, данное учебное заведение росло и развивалось, превратившись из небольшого колледжа в солидное и престижное учреждение. Однако к концу девятнадцатого столетия, времени, с которого я и начну свой рассказ, Нотр Дам был всё тем же маленьким учебным заведением, пусть и несколько разросшимся. Усилиями святых отцов и их подопечных создавалась знаменитая библиотека университета, на сегодняшний день считающаяся одной из лучших в мире.
На стыке девятнадцатого и двадцатого веков США были молодым и бурно развивающимся государством. Толпы эмигрантов спешили в эту страну, полную надежд, таившую в себе самые сказочные и, казалось бы, достижимые только здесь мечты. Страну, способную дать новую жизнь угнетённым, загнанным в угол людям.
Это была эра открытий, мир стоял на пороге целого ряда революций. В политике, искусстве, науке, в быту, практически везде. Складывавшийся сотнями лет уклад поменялся в одночасье, сделав жизнь человечества намного ярче и интересней. Немалую роль в этом сыграло фантастическое развитие спорта.
И, конечно же, где, как ни в стенах кампуса университета, насквозь пропитанного католическими догмами, молодым и энергичным юношам, чьи родители заточили их в этой цитадели покорности, было направлять всю свою энергию на спорт.
Доподлинно неизвестно, когда и как появилось нынешнее название спортивной программы университета. «Сражающиеся ирландцы» - «Fighting Irish».
Одна из самых популярных легенд гласит, что данное прозвище напрямую связано с ирландскими солдатами, воевавшими в гражданскую войну на стороне северян в отдельной «ирландской бригаде». Третий президент университета, Уильям Корби, был в этой бригаде военным капелланом, увидев весь страх и ужас братоубийственной бойни собственными глазами. Но он также видел и солдатскую отвагу, то, как сражались ирландцы. Особенно ярко это проявилось в знаменитой битве при Геттисбурге. Позднее подвиги «ирландской бригады» по инициативе Корби были увековечены на полотне картины «Отпущение грехов под огнём», являющейся частью коллекции живописи университета Нотр Дама. Действительно, красивая легенда.
Но есть и другие. Так, ходят слухи, что нынешнее прозвище, а ведь были и другие – «терьеры», «роверс», «рамблерс» и прочие, появилось в 1899 году во время поединка с университетом Норсвестэрна. На перерыв команды ушли со счётом 5-0 в пользу Нотр Дама. И, вот, в начале второй половины встречи рёв фанатов «Диких кошек» погнал своих любимцев вперёд: «Убейте сражающихся ирландцев! Убейте сражающихся ирландцев!»
Ещё одна легенда происхождения названия также связана с футбольным матчем. Речь идёт об игре 1909 года против тогда самого принципиально соперника Нотр Дама университета Мичигана. Уже парни из Индианы уступали после первого тайма и, выйдя на поле перед началом второй половины встречи, один из футболистов команды во весь голос прокричал своим, чьи фамилии были Долан, Келли, Доннелли, Глин, Даффи и Райан: «Эй, что с вами, парни? Вы все ирландцы и вы не сражаетесь так как должны это делать?». Во втором тайме игроки Нотр Дама вырвали победу у соперников, после чего газеты на следующее утро вышли с заголовками «Сражающиеся ирландцы!».
Официально же нынешнее название спортивной программы университета Нотр Дама было принято в 1927 году отцом Мэтью Уолшем. Существует мнение, что поводом этому послужили заметки колумниста “New York Daily News” Фрэнсиса Уоллеса, в которых тот периодически отмечал боевой дух спортивных команд университета Нотр Дама, называя их «сражающимися ирландцами». Также этому во многом поспособствовал тот факт, что Саут-Бенд и его окрестности в значительной степени заселены людьми ирландского происхождения.
Закончить рассказ о появлении этого красивого названия мне бы хотелось отрывком из книги Дороти Корсон «Легенды и знания Нотр Дама»:
Отец Чарльз М. Кэрри
- Многих волнует наличие слова «ирландцы» при упоминании спортивных программ университета Нотр Дама, но для нас это слово всегда означало много большее, чем название одной конкретной нации, и гораздо большее, нежели обычное прозвище. Дело в том, что это слово хранит в себе память о давно минувших событиях, когда проявление силы воли и духа порой даже не вознаграждалось как следует. Ирландцы, подчас, напрямую ассоциируются с Нотр Дамом, и у этой связи куда более глубокие смысл и история, чем история спортивных программ или связь университета с отдельным народом.
Свои первые спортивные поединки представители Нотр Дама начинали с учреждениями, чьи студенты придерживались разных религиозных взглядов. Журналисты тогда называли эти команды именно по отношению их к различным конфессиям – «методисты», «баптисты» и прочие. Представителей же Нотр Дама пресса называла либо «католиками» либо «ирландцами», но среди них было не так много ирландцев, зато все они были католиками.
Подобные определения не были оригинальными, сохранившись ещё с колониальных времён. Отмечу, что большая часть первых мигрантов-католиков в Новом Свете была именно с берегов «Изумрудного Острова». Таким образом, в общественном сознании определения «ирландец» и «католик» являлись идентичными. Сейчас грустно вспоминать, но лишь немногие из первых образованных штатов были без законов против них. Объявления нуждавшимся в помощи обычно содержали исключения: «Не для католиков! Не для ирландцев!». Пуритане первыми начали кричать: «Остановите ирландцев!»
Когда религиозное происхождение других колледжей потеряло свое первоначальное значение, акцент сместился на общепринятые названия, а также цвета этих учреждений. Но история записывается в память нашего благословленного наследия здесь, в Нотр Даме. Сражающиеся ирландцы! Это больше, чем название, больше, чем люди. Это вера!
В тесной, маленькой Новой Англии это название стало подобно оскорблению, одним из осуждающих терминов. Но мы взяли и сделали из него почетный знак – символ верности и мужества, чтобы все, кто страдает от дискриминации, все, кто борется за элементарные права, и основные христианские принципы нашли своё место в нашей стране. Сохранения этой традиции, «Ирландцев в Нотр Даме», делает честь каждому из нас.
Но свой сегодняшний материал я бы хотел закончить, вернувшись всё-таки непосредственно к футболу. Какими же были первые годы молодой команды из университета Нотр Дама?
Всё начиналось не слишком радостно. Как тогда было принято, парни собрались, попробовали свои силы, и им понравилось. Ценность и вклад студенческого футбола в развитие игры заключались именно в любительстве, когда у большинства команд поначалу и тренера то не было, но они выходили на поле, бились, боролись, завоёвывая сердца простых болельщиков и уважение соперников.
В период с 1887 по 1893 года у команды не было тренера, выступала она не каждый сезон, да и успехами особыми похвастаться не могла, хотя и завершила 1983 год с результатом побед 4-1. В следующем сезоне выходить на поле «ирландцы» стали под руководством Джеймса Морисона, который был их наставником всего один сезон. С 1894 по 1917 года футболистов Нотр Дама тренировало 13 разных людей, делавших это с разным успехом. Однако уже тогда «ирландцы» закрепили за собой репутацию серьёзного коллектива, чей суммарный результат побед за всё время составлял 147-36-14. Именно тогда было положено начало вражды с командами Военной Академии Вэст Поинта, Военно-Морской Академии Аннаполиса и Мичиганом. «Росомахи», кстати, были первой командой, с которой провели официальный матч «ирландцы». Тот поединок, проходивший в Саут-Бенде, со счётом 0:8 выиграли гости. Первую же победу над «росомахами» Нотр Дам одержал спустя 12 лет в 1909 году, сумев одолеть неудобного соперника 11-3. При тренере Джесси Харпере, возглавившем команду в 1913 году, было решено вывести «ирландцев», заслуживших хорошую репутацию у себя в регионе с результатом побед 108-31-13, на принципиально новый уровень. За те недолгие 5 сезонов, что Харпер был у руля команды, он сумел не только вытащить своих подопечных подальше от «Великих Озёр», показав их большей части страны, но и добился потрясающего результата 34-5-1. Были одержаны победы над Пенн Стэйт, Техасом, Йелем, Небраской и другими коллективами. Одним словом, амбициозные «ирландцы» рвались занять место на футбольном олимпе, громко стучавшись в двери самых известных стадионов страны, надеясь повергнуть их обитателей в честной и бескомпромиссной борьбе.
Однако наиболее памятным следует считать матч 1913 года, именуемый “The Forward Pass”, против «Чёрных Рыцарей» из Военной Академии Вэст Поинта. Нотр Дам пожаловал в гости к программе, заслужившей себе хорошую репутацию в битвах с элитными коллективами Восточного побережья, включая представителей «Лиги Плюща», в то время практически безраздельно властвовавших на вершине студенческого футбола.
Армейцы играли дома и при поддержке родных трибун надеялись у себя, в Нью-Йорке, одолеть сильного соперника. Нотр Дам же смог приехать в гости лишь составом в 18 человек. Мощные выносливые и габаритные хозяева расчитывали с первых минут затащить своих оппонентов в жестокую рубку и передавить их. Но «ирландцы» уничтожили защиту «рыцарей» регулярно используя введённый в 1906 году пас вперёд. До этой встречи команды крайне редко прибегали к воздушному нападению, что и стало полной неожиданностью для обороны армейцев. Броски квотербэка Гуса Дорэиса на Кнута Рокне стали настоящим откровением для футболистов Вэст Поинта, ожидавших силовой вынос в исполнении гостей. Со счётом 13:35 победу в этой встрече одержали гости. Итак, первого ноября 1913 года тренер Джесси Харпер, футболисты Гус Дорэис, Кнут Рокне и их партнёры навсегда вписали своё имя в историю футбола.
{youtube} _VP54MwmGTI{/youtube}
Пройдёт совсем немного времени, и Кнут Рокне напишет уже не маленький абзац этой замечательной книги, под названием «Футбол», а целую главу, некоторые абзацы которой будут выделены золотыми чернилами. Но это уже совсем другая история…
Тогда же можно было сказать лишь одно: «Сюда пришли ирландцы…» Народ, на протяжении долгих лет испытывавший гонения, притеснения и лишения сумел сохранить свои достоинство и веру, что сделало их одним из символов всех целеустремлённых, упорных и отважных людей, не боящихся трудностей, не страшащихся вступить в битву за своё будущее, пусть она и будет последней.
{youtube} PenHhYXS6Yc{/youtube}
Качества, присущие каждому футболисту. Качества, которыми люди должны гордиться. Именно поэтому футбол гордится командой университета Нотр Дама.