The eye test: позиция имени Чарльза Вудсона
«Каждый год, кажется, каждый год в последнее время игра становится все более и более спрэдовой. Каждый год мы играем все больше никель-защиты – в прошлом году этот показатель перевалил уже за50 процентов. Отчасти это связано с тем, что мы часто ведем в счете, отчасти с соперниками по дивизиону. Играя против Баффало, вы, по сути, весь день проводите с 5 или более ди-бэками на поле. Это две игры в сезоне. Сейчас трудно играть базовую защиту так часто, как хотелось бы, как это было в прошлом» - Билл Беличек, главный тренер Нью-Ингленд Пэтриотс.
«Игра изменилась, и ты должен вносить новые элементы в свои построения. Хотя, во многом, это все еще зависит от соперника.
Мы играем с Детройтом дважды в год, и вы можете сосчитать на пальцах, сколько раз мы выпускали против них базовую защиту. Потому что они постоянно выходят с тремя ресиверами. И даже когда их не три, их второй тайтэнд, по сути, тот же принимающий, так что ты все равно должен играть никель. В прошлом году, мы играли с Новым Орлеаном, и не выходили на поле в базовом персонале ни одного раза за игру. Они всегда ищут хорошие мачапы для себя, и ты должен как-то отвечать» - Дом Кэйперс, координатор защиты Грин Бэй Пэкерс.
Привет, друзья. Коучи сказали свое слово, теперь, думаю, можно и мне. Сегодня речь пойдет о том самом никель-дибэке, пятом игроке секондери, который выходит на поле, как дополнение к основным четырем, в ситуациях, о которых говорили тренеры выше.
Для начала скажу, что позиция эта получает все большее значение в наши дни, и если раньше, это был просто третий корнербэк команды (по сути, резервист, не попадающий на поле в основном составе), то теперь это один из важнейших игроков в защите. Команды, обладающие лучшими людьми в этой специализации, сразу получают значительное преимущество перед конкурентами. В дальнейшем, эта тенденция только продолжится.
Итак, что это должен быть за игрок, и какими качествами он должен обладать? Давайте разбираться. Первое – он играет в слоте, то есть противостоит либо слот-ресиверу соперника, либо тайтэнду, либо раннеру, если тот уходит на маршрут, и играется зона. В любом случае – он закрывает слот.
Первое, что бросается в глаза – играть на позиции никельбэка в чем-то сложнее, чем на краю. У тебя нет в союзниках бровки поля, а значит, соперник может открываться в любую сторону, это сложнее. С другой стороны, все действия происходят в центре поля, где тебя есть кому подстраховать, в случае чего.
Раньше считалось, что лучшие принимающие у соперника тоже играли только на краях, в слот же ставили особых специалистов, с узким наборов качеств. Уже сейчас это не так, команды зачастую ищут удобные для себя комбинации, становясь все более креативными в нападении. Детройт ставит Кэлвина Джонсона в слот очень часто, Грин Бэй – Грегга Дженнингса, а это первые принимающие команд. А Джимми Грэм? Разве он не главное оружие Дрю Бриза в нападении? Про Уэсаа Велкера и Тома Брэди знают все. Слот становится важнейшим оружием лучших атак лиги, и противостоять ему – ключевая задача защиты. Поэтому и роль никельбэков продолжает расти.
Более того, никто не отменял того факта, что такой персонал нападения вовсе не означает отказ от выноса. А никельбэк заменил на поле одного из игроков фронт-7, и его умение противостоять выносной игре, делать хорошие теклы – так же очень критично. Добавьте сюда то, что тренеры любят использовать этих парней для блица, в зонном прикрытии, или персонально – и получите поистине выдающийся набор качеств, которыми должен обладать звездный никельбэк в НФЛ.
Давайте теперь посмотрим, как это все работает на практике, на примере лучших представителей данной специальности в НФЛ.
Начнем с человека, чье имя в заголовке. Чарльз Вудсон, безусловно, имеет все шансы на попадание в Зал Славы. У него за плечами выдающаяся карьера, причем на позиции именно стартового корнербэка, играющего на краю. В последние годы, Дом Кэйперс все чаще использовал Чарльза на позиции никельбэка, по многим причинам. Во-первых, скорость уже не та,и защищать периметр все сложнее. Во-вторых, Кэйперс осознает важность никеля, и широкие возможности, которые перед ним, как тренером, открываются, если иметь на этой позиции настоящего плеймейкера. А Чарльз, безусловно, плеймейкер. Он блестяще блицует, отлично теклит, хорошо прикрывает, и великолепно перехватывает мячи. Настоящий болхоук! В этом году он часто играл и на позиции сэйфти, что тоже свойственно для пожилых бывших корнеров, если это действительно классные игроки. Ронде Барбер у Тампы в этом году именно в такой роли, и надо сказать – он единственное светлое пятно в их неважной секондери. Ну да ладно, вернемся к нашему герою:
Пэкерс играют с Сан-Франциско, и несмотря на то, что у тех 21-персонал (то есть 2 тайтэнда, и 1 бэк), Кэперс выпускает никель-защиту, с Вудсоном в слоте, потому что один из тайтэндов – Вернон Дэвис, а это, по сути, принимающий. Вудсон блуждает в своей излюбленной отрешенной манере в районе Дэвиса – сейчас для защиты загадка – что он будет делать –он может играть против Дэвиса 1 на 1, играть зону, или даже блицевать квотербэка. В данном случае Грин Бэем задумано именно это – блиц.
Здесь, вероятно, произошло недопонимание между фулбэком, исполнявшим рольтайтэнда, Брюсом Миллером (49), и Фрэнком Гором (21). Миллер встретил Вудсона, но очень быстро пропустил, сам уходя на помощь линейному. Он видимо предполагал, что Гор останется в протекшне, и будет поджидать Вудсона на пути к квотербэку. Этого не произошло, Гор побежал куда-то по своим делам, результатом чего стал сэк. Да, очень вероятно, что это ошибка нападения, но в этом и суть неожиданного блица – вынуждать соперника ошибаться. Гор попросту не увидел, что Чарльз блицует, и не смог подстраховать партнера, который на это рассчитывал.
Здесь обратите внимание, что Вудсон не просто делает сэк – его правая рука готова выбивать мяч из рук Алекса Смита. Плеймейкер! Вот, почему у него так много фамблов – он всегда охотится на мяч.
Из той же игры, похожее построение. У СФ тот же персонал на поле, только Дэвис теперь находится непосредственно в слоте, а не вблизи своих линейных. Все выглядит так, что Вудсон играет против него персонально.
Но на само деле, Пэкерс играют кавер-1 – один из сэйфти кроет глубину поля, второму передается Дэвис под личную опеку, а Вудсон, таким образом, снова может блицевать. На сей раз в протекшне никто не ошибся, и правый текл хорошо его видит, и ждет.
Казалось бы, что может маленький корнербэк против гигантского текла нападения? Энтони Дэвис (76) сейчас поймет, что. Вудсон делает свой классический спин-мув, то есть разворот вокруг своей оси, пройдя таким образом опекуна меньше, чем за секунду!
Видите, когда он закончил свой разворот, блокировщик уже, по сути, позади. Путь к квотербэку открыт. Там уже близок Клэй Мэтьюс, и Вудсон поделит этот сэк с ним пополам.
Рассмотрим игру в прикрытии. Игра против Чикаго, у Бэарс 3-и-15, Вудсон играет самого «верхнего» сэйфти. Пэкерс собираются играть очень осторожно, кавер-3, три игрока прикрывают дальние зоны, и сразу 4 других – средние зоны, как раз в районе 15 ярдов, на что будет ориентироваться Катлер для 1 дауна.
Беннет, принимающий Чикаго, хорошо пробежал свой маршрут, найдя брешь в зонной защите Пэкерс, видите, вокруг него никого? Вудсон понимает, что бросок будет ему, и пытается успеть помешать. Катлер видит свой адресат, и собирается пасовать, давление уже близко, нужно спешить, поэтому он не видит, что Вудсон, главный плеймейкер соперника, разгадал его замысел.
В результате – красивый перехват.
Скажу честно, смотреть за игрой Чарльза Вудсона при подготовке материала было сплошным удовольствием – выдающийся игрок, пускай скорее выздоравливает.
А мы пока поговорим о других ребятах.
Антрел Ролл – важнейший игрок для Нью-Йорк Джайентс. Он играет на позиции сэйфти, но регулярно играет в слоте, особенно против тайтэндов. Обладает редким сплавом силы и скорости, позволяющим ему противостоять индивидуально даже Гронку и Грэму.
Вообще, здесь следует отметить Пэрри Фьюэлла, координатора защиты Джайентс. Человек делает отличную работу, его защита весьма необычна, в чем мы скоро убедимся, и совершенно очевидно, скоро Гигантам нужно будет искать нового координатора – Фьюэлл вот-вот станет главным тренером, думаю, уже этим летом.
Очень интересный розыгрыш. Посмотрите на расстановку Джайентс без синих и красных диаграмм, их я нарисовал, уже видя, какой будет плей, и о них сейчас знает только Джайентс, нападение Сан-Франциско видит другое: они видят 4 лайнмэна, 1 лайнбэкера по центру, и 6 дибэков – по два с каждой стороны формации, и два сэйфти сверху, хотя один из них, Ролл, выше другого, значит вероятно, что будет кавер-1, с Роллом в виде последнего рубежа. На деле же Джайентс задумали хитрую штуку, которую делают в лиге только они (если ошибаюсь, и что-то упустил – поправьте): после снэпа, центральный лайнбэкер стремглав несется назад – именно он будет отвечать за дальнюю зону. Корнеры с каждой стороны образуют так называемое «хай-лоу» прикрытие – один чуть выше, другой чуть ниже. Оба сэйфти же, совершенно неожиданно для нападения, пойдут ближе к линии розыгрыша, их задача прикрывать средние зоны, за которые обычно отвечают лайнбэкеры.
Крэбтри бежит 10-ярдовый in-маршрут, то есть под 90 градусов в середину. Смит видит, что «нижний левый» корнер прикрывает тайтэнда Дэвиса, который выступает здесь в виде декорации, а «верхний левый» играет так называемый аут-текник, то есть ближе к бровке, что позволяет Крэбтри хорошо открыться. Смит абсолютно убежден, что его ресивер открыт, он не видит, что сэйфти Ролл занимается не тем, чем обычно занимается сэйфти – не прикрытием дальней зоны. Ролл летит именно туда, куда собирается бросать Смит.
На снимке из эндзоны хорошо видно, что когда Смит понял, что попал в ловушку, было уже поздно – мяч на полпути к перехвату.
Следующим нашим героем станет Кортланд Финнеган, первый корнербэк Сент-Луис Рэмс. Джефф Фишер, новый тренер команды, первым делом после своего назначения привлек своего старого подопечного, еще из Теннеси – Финнегана. Этот игрок известен своей жесткой, порой даже грязной игрой, у него в лиге репутация человека, которого ненавидят все, кроме партнеров по команде. Вы спросите, что в нашем обзоре делает Финнеган, первый корнер команды, ведьмы говорим о никельбэках? Дело в том, то он представляет собой редкую породу игроков, которые могут одинаково успешно прикрывать главного ресивера соперника на бровке, и играть в слоте. Он хорош против выноса, хорошо блицует, и может за счет невероятной силы противостоять персонально даже некоторым тайтэндам. К тому же, это по-футбольному очень умный игрок, в чем мы сейчас убедимся.
Игра с Детройтом. Финнеган в слоте, несмотря на то, что лучший принимающий Лайонс, и всей лиги, Кэлвин Джонсон – на краю. Он часто блицует из этого положения, так что один факт его наличия в слоте уже дает Стэффорду лишний повод задуматься.
Начинается розыгрыш, и блица нет, Финнеган вроде как играет персонально против своего ресивера в слоте. Мегатрон бежит deep out маршрут, и создает себе хороший зазор перед опекуном, чтобы маршрут завершился успехом. Стэффорд это видит, и бросает своему любимому адресату. Но здесь его ждет сюрприз: Финнеган бросает своего подопечного, и мчится наперерез мячу.
Как видите, в момент подлета мяча, опекающий Джонсона корнер еще слишком далеко, чтобы ему помешать, но Финнеган уже тут как тут. Надо заметить, что если бы Стэфф бросил выше, все равно могло пройти, ведь у Кэлвина отличный прыжок и рост – он все равно вытянул бы мяч. Но Стэффорд не увидел ловушку со стороны Финнегана, результатом чего стал перехват, и возврат в зачетку Лайонс.
Последний наш герой – игрок еще молодой, и далеко не такой известный, как предыдущие. Однако его уже называют одним из лучших слот-специалистов, и в том числе с его игрой связывают отличную игру защиты Бронкос. Знакомьтесь – Крис Харрис, корнербэк, Денвер Бронкос.
Для начала, разберем момент, о котором я говорил во вступлении – игра против выноса. Харрис в слоте, играет против лучшего принимающего Сэйнтс, Колстона. Этот ресивер характерен тем, что помимо своих прямых обязанностей, отлично играет на блоке, и Нью-Орлеан частенько вызывает быстрый вынос в его сторону. Обратите внимание, на поле всего 2 лайнбэкера, один из которых вынужден уходить за Грэмом, и соответственно, если Колстон поставит хороший блок – будет возможность набрать хорошие ярды.
Вид из эндзоны красноречив – Харрис очень быстро прочитал замысел Бриза и Ко, и не позволил себя заблокировать. Более того, он не стал ждать раннера, а пошел прямо на него – в бэкфилд. Через мгновение он сделает текл за линией скриммэджа, а любой игрок нападения скажет вам, что ничто не бесит так сильно, как выносы, заканчивающиеся потерей ярдов. Вынос - это итак на одну попытку паса меньше для Бриза, так еще и в минус…
Еще один хороший розыгрыш. Здесь у Сэйнтс 3-и-2, и они отправляют Мура в моушн, с левого края в правый слот. Так Бриз сможет увидеть, какое прикрытие играет соперник – зону или мтм, и в зависимости от этого действовать. Харрис следует за Муром во время его моушна – сомнений нет – они играют персонально.
Когда Мур добегает до точки, Бриз ему даже не дает остановиться, дав команду центру на снэп. Мур уходит на маршрут не сбавляя скорости что дает ему преимущество над Харрисом. Бриз, получив мяч, делает небольшой ролл вправо, тем самым сокращая расстояние между собой и своим принимающим, и еще больше увеличивая свои шансы на точный пас.
В этом, друзья, сложность игры никельбэка. Его подопечного отправили в моушн, он начал маршрут не с места, а сходу, между ним и бровкой было полно места, куда можно было открыться. В этой ситуации удержаться рядом Харрису было очень сложно, а тем более сбить мяч. Но ему это удалось – браво! Незаметный в протоколе игры розыгрыш, всего лишь сбитый пас на 2 ярда, а какой важный! Дело в том, что это было еще при равном счете 7-7, и Сэйнтс, не реализовав этот 3-и-2, пошли на 4 даун, где был перехват, который и начал рывок Бронкос, в результате уверенно победивших.
Ну что, вроде бы у меня все, удачи, ребята, увидимся. На этих выходных буду, кстати, в Москве, приходите в Радио Сити в воскресенье, футбол посмотрим. )
П.С. Наличие Алекса Смита, в роли пострадавшего от ловушек и плохих пас-протекшнов, является чистым совпадением, и никак не связано с потерей им места в основе Фотинайнерс. )
П.П.С. Особая благодарность Spree за идею для статьи, и название.