Призрачный конь Колорадо
4 февраля 1997 года Пэт Боулен, владелец денверской франшизы, лично презентовал новую форму и логотип, кардинально отличающиеся от канонических. По сути, 22 года назад родились новые Бронкос, научившиеся побеждать. Не первое межсезонье циркулируют слухи о возможном возвращении Денвера к историческому дизайну. И пока этого не случилось, я хочу рассказать ту историю.
Адам Шефтер, работавший тогда в Denver Post, предвосхитил события, написав 29 января нейтральную заметку о том, что франшиза, совместно с Nike, переработала логотип, который будет «изящнее и современнее», а доминирующий оранжевый цвет уступит место темно-синему.
Другой денверский колумнист, Вуди Пэйдж, ответил весьма жестко: «Это худшая идея со времен обновленной Кока-Колы. Бронкос разочаровывают. Вместо того, чтобы выигрывать матчи плей-офф, они их проигрывают, а вместо нового стадиона мы получаем новую форму».
Газетные статьи выходят под заголовками, вроде «Прощайте, Оранжевые Сокрушители и фыркающая лошадь». Многим идея ребрендинга заранее пришлась не по вкусу.
Пэт Боулер принял франшизу в 1984. На тот момент Бронкос трижды добирались до постсизона и однажды проиграли Супербоул. С новым собственником штат и город связывали большие надежды, и небезосновательно. Однако к началу 1996 Боулен с разочарованием отмечал, что команда проиграла еще три Супербоула, а в плей-офф не была с 1993.
Кто-то писал, что современная, динамичная форма привлечет молодое поколение, а значит увеличит фан-базу и доходы. Кто-то утверждал, что в те годы ребрендинг был модной темой. На самом деле, смена дизайна подразумевала стремление к изменениям, поскольку старые взгляды и подходы к игре больше не работали.
«Первый вопрос, который мне сейчас задают – почему? Потому что я хочу, чтобы Бронкос были командой номер один во всем. Вот моя миссия, и миссия франшизы. Я ощутил, что старая униформа, в которой мы играли последние лет 30, тормозит команду, не дает ей двигаться вперед. Нам были нужны перемены», - отвечал журналистам Пэт Боулен на презентации.
Изменения начались годом раньше.
В январе 1996 Пэт Боулен приехал в Nike, создававшую форму для всех команд НФЛ, с простым, на первый взгляд, техническим заданием: «Я хочу получить коня, который выглядит так, словно готов надрать тебе задницу». В феврале, после завершения бумажных формальностей, группа проекта в количестве четырех человек начала работать. Первое, чем Рик Бэкас, Тодд Ван Хорн, Кен Блэк и Дэвид Одусанья занялись – изучением жизненного пути денверской франшизы. Через несколько недель дизайнеры, покопавшиеся не только в архивах Бронкос, но и Зала Славы, всегда закрытые для рядового посетителя, знали историю команды лучше любого преданного фана.
Исследования привели их к концепции неконтролируемых природных сил - молния, волна, вулкан и огонь. А еще парни натолкнулись на местную индейскую легенду о «коне-призраке», рассказывающую о диком животном, в чьем теле заключалась столь невероятная мощь, что его никто не мог приручить. Неконтролируемая мощь – концепция, которую было решено взять за основу.
В один из дней, после длительного процесса переноса идей на бумагу, сотни эскизов были разложены на большом столе. Интересно, что у каждого дизайнера обнаружился один или несколько рисунков змей. Скорость, смертельная опасность – это хотелось перенести в новый логотип. Выбрав два десятка скетчей, дизайнеры обнаружили общее звено – шея. Змея, фактически, целиком представляет собой шею. Но и сила лошади исходит от мощной шеи, а значит поток энергии должен проходить через нее. Не забыли и «коня-призрака», и его скрытую ярость, которая, словно магма вулкана, прорывается через глаза. Призрачный белый конь с огненными оранжевыми глазами – итоговый концепт, на котором остановились в Nike. Темно-синий – цвет бушующей водной стихии – стал базовым для формы.
Ди-энд Нил Смит, шестикратный пробоулер, отыгравший девять сезонов в цветах Чифс, перебрался в Денвер в межсезонье 1997. Одной из причин оказался новый логотип и дизайн униформы. «Мне и раньше предлагали перейти к ним, но я не мог серьезно относиться к старому Денверу, правда. Вы видели эту лошадь? Она же чихает!», - рассказывал Смит в одном из интервью. «Потом мне показали их новую расцветку и эмблему. И я такой «вау, это просто охренительно». Сомнений, подписывать контракт или нет, не осталось».
Действующим игрокам Бронкос форма понравилась. Сэйфти Стив Атуотер, в интервью газете The Gazette-Telegraph сказал: «Думаю, многие фанаты ненавидят перемены. Но теперь, когда все увидели эту форму, надеюсь они пересмотрят свои взгляды. Перемены к лучшему». И добавил: «Темно-синий выглядит злее, чем оранжевый».
Денверский ди-энд Хералд Хасселбах подтвердил, что в новой униформе «команда выглядит намного более внушительно и устрашающе».
Позднее Террел Дэвис, раннинбэк Бронкос высказался еще более категорично: «В том числе и благодаря новой форме мы выиграли те Супербоулы. То, что мы надели в 1997, сидело на нас, как влитое. Мы выглядели мощно, и также себя ощущали».
Проектная группа Nike летала в штаб-квартиру Денвера трижды. Пэт Боулен знал, что хотел видеть, направляя дизайнеров на верный путь. Уточнения и доработки формы и логотипа завершились в сентябре 1996, когда Боулен увердил бренд, ставший отображением его внутренней веры и представления будущего франшизы. Совпадение или нет, но Супербоулы 1997 и 1998 выиграл Денвер.